Slayers come home late
bakemunja тут подкинула интересные размышления о детях-аутистах. Я полезла на Вики, ужаснулась. А сегодня мне в голову пришла мысль о причине неадекватных реакций у аутистов. Не знаю, насколько это нормальная идея, но в нескольких прочитанных статьях ни о чем таком не говорилось. Так что отправлю мысль в массы.
А рассматривать я стала не генную мутацию, как причину "неправильного" развития, а мышление.
Предположение такое: Что, если ребенок-аутист при изучении внешнего мира опирается не на объекты, а на связи между ними? Это предположение может объяснить некоторые особенности поведения. Например:
Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом

На картинке видно, как мальчик расположил игрушки по мере убывания. Что делает нормальный ребенок, когда ему дают игрушки? Он видит их, изучает (вертит в руках, трогает, бросает, кусает) каждую, играет, манипулируя объектами - игрушками. И в голову ему не приходит упорядочить игрушки, потому что это не интересно. Так, следуя моему предположению, аутисту не интересны сами игрушки. Зато интересна связь между ними. А она и определяется как "Одна игрушка больше другой". Отсюда идет манипулирование связями - упорядочивание объектов.
...при попытке указать им рукой на какой-либо объект они смотрят на руку, и сами редко указывают на объекты, чтобы поделиться переживанием с другими людьми.
Не потому ли, что реагируют на связь между человеком и другим объектом? При мышлении связями это вполне естественно - внимание обращается на то, что между объектами. Рука в данном случае и будет этой связью.
Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство.
Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду.
Обычны тяжелые и частые вспышки гнева, которые могут быть вызваны тем, что ребенок не способен сообщить о своих нуждах, или вмешательством кого-то в его ритуалы и обычный распорядок.
Как нормальному ребенку важна игрушка, так ребенку-аутисту важна связь между объектами. Представьте себе, если бы у ребенка постоянно отнимали любимую игрушку? Отняли - дали новую. Он к ней привязался - снова отняли и дали другую. Конечно, ребенок капризничает, плачет - он хочет то, к чему привязался. Так, меняя привычные связи (положение мебели, ритуал одевания), у ребенка-аутиста каждый раз "отнимают" то, к чему он привязался. То, что для него важно. Отсюда и вспышки гнева. Притом взрослый может и не осознавать, что делает что-то не так.
И чем дальше рассматривать данное предположение, тем понятнее становится проблема социального воздействия. Если видеть мир через связи и не видеть самих объектов (не обращать на них внимания), не удивительно, что не запоминаются такие объекты как "лица" и "люди". Запомнить человека ребенок-аутист может по связи - по отношению к себе. Можно представить, как тяжело это сделать, учитывая, что отношения человека с другим непостоянны и динамичны.
Однако, если наблюдается некое постоянство, есть вероятность запоминания объекта. Например:
...не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится
Не от того ли, что они чувствуют определенную четкую и постоянную связь, на которую можно ориентироваться? И связь эта - "забота".
Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека.
Логично, что ребенок не будет повторять действия объекта (в данном случае человека), то есть лишний раз улыбаться или махать ручкой. Потому что он не обращает на объект внимания. Так строим ли мы отношения с людьми по определенной схеме, исходя из некой модели отношения? нет, мы даже не задумываемся над этим. Мы видим другого человека, но не отношения с ним.
Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека.
Так и мы неспособны почувствовать в полной мере все грани отношений между друг другом. Ребенок-аутист не сможет почувствовать состояние другого человека, потому что сам человек как объект не представляет для него интереса.
Если ребенок действительно ориентируется на связи, представьте, как тяжело ему переключить внимание на объекты. Как если бы нас постоянно заставляли обращать внимание не на то, что стоит на столе, а как оно стоит, не что за человек перед нами, а как он к нам относится. У меня лично мозг взрывается, когда пытаюсь мыслить этими связями. И, подозреваю, даже годы тренировок не заставили бы меня отказаться мыслить так, как мне удобно. Возможно, такая же ситуация и у аутистов, которые мыслят так, как удобно им, а не как того требует окружение.
Такая вот теория. Возможно, я изобретаю велосипед - как сказала bakemunja, про аутистов сейчас известно очень много, и умные люди, наверное, давно поняли, какое у них мышление. Однако в Гугле я ничего такого не нашла. Попадалось только, что ребенок-аутист живет грезами в каком-то своем мире. А исходя из моего предположения, это не так. Живет он в том же мире и не грезами - просто мыслит другими категориями, не понятными обычному человеку. Не зна, насколько мысль верная, но я считаю ее интересной. Если мышление ребенка-аутиста действительно основано на связях, родитель, зная эту особенность, может легче найти с ним общий язык. Вместо того, чтобы заставлять мыслить "правильно" может и сам пытаться мыслить иначе. Конечно, "вылечить" так аутизм не получится (как я ранее говорила, даже годы спустя человек будет мыслить так, как ему удобно, а не как надо), однако данное предположение может быть ориентиром, как людям с разными представлениями о мире легче понять желания друг друга. Надеюсь, этот пост имеет хотя бы небольшую ценность)
А рассматривать я стала не генную мутацию, как причину "неправильного" развития, а мышление.
Предположение такое: Что, если ребенок-аутист при изучении внешнего мира опирается не на объекты, а на связи между ними? Это предположение может объяснить некоторые особенности поведения. Например:
Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом

На картинке видно, как мальчик расположил игрушки по мере убывания. Что делает нормальный ребенок, когда ему дают игрушки? Он видит их, изучает (вертит в руках, трогает, бросает, кусает) каждую, играет, манипулируя объектами - игрушками. И в голову ему не приходит упорядочить игрушки, потому что это не интересно. Так, следуя моему предположению, аутисту не интересны сами игрушки. Зато интересна связь между ними. А она и определяется как "Одна игрушка больше другой". Отсюда идет манипулирование связями - упорядочивание объектов.
...при попытке указать им рукой на какой-либо объект они смотрят на руку, и сами редко указывают на объекты, чтобы поделиться переживанием с другими людьми.
Не потому ли, что реагируют на связь между человеком и другим объектом? При мышлении связями это вполне естественно - внимание обращается на то, что между объектами. Рука в данном случае и будет этой связью.
Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство.
Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду.
Обычны тяжелые и частые вспышки гнева, которые могут быть вызваны тем, что ребенок не способен сообщить о своих нуждах, или вмешательством кого-то в его ритуалы и обычный распорядок.
Как нормальному ребенку важна игрушка, так ребенку-аутисту важна связь между объектами. Представьте себе, если бы у ребенка постоянно отнимали любимую игрушку? Отняли - дали новую. Он к ней привязался - снова отняли и дали другую. Конечно, ребенок капризничает, плачет - он хочет то, к чему привязался. Так, меняя привычные связи (положение мебели, ритуал одевания), у ребенка-аутиста каждый раз "отнимают" то, к чему он привязался. То, что для него важно. Отсюда и вспышки гнева. Притом взрослый может и не осознавать, что делает что-то не так.
И чем дальше рассматривать данное предположение, тем понятнее становится проблема социального воздействия. Если видеть мир через связи и не видеть самих объектов (не обращать на них внимания), не удивительно, что не запоминаются такие объекты как "лица" и "люди". Запомнить человека ребенок-аутист может по связи - по отношению к себе. Можно представить, как тяжело это сделать, учитывая, что отношения человека с другим непостоянны и динамичны.
Однако, если наблюдается некое постоянство, есть вероятность запоминания объекта. Например:
...не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится
Не от того ли, что они чувствуют определенную четкую и постоянную связь, на которую можно ориентироваться? И связь эта - "забота".
Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека.
Логично, что ребенок не будет повторять действия объекта (в данном случае человека), то есть лишний раз улыбаться или махать ручкой. Потому что он не обращает на объект внимания. Так строим ли мы отношения с людьми по определенной схеме, исходя из некой модели отношения? нет, мы даже не задумываемся над этим. Мы видим другого человека, но не отношения с ним.
Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека.
Так и мы неспособны почувствовать в полной мере все грани отношений между друг другом. Ребенок-аутист не сможет почувствовать состояние другого человека, потому что сам человек как объект не представляет для него интереса.
Если ребенок действительно ориентируется на связи, представьте, как тяжело ему переключить внимание на объекты. Как если бы нас постоянно заставляли обращать внимание не на то, что стоит на столе, а как оно стоит, не что за человек перед нами, а как он к нам относится. У меня лично мозг взрывается, когда пытаюсь мыслить этими связями. И, подозреваю, даже годы тренировок не заставили бы меня отказаться мыслить так, как мне удобно. Возможно, такая же ситуация и у аутистов, которые мыслят так, как удобно им, а не как того требует окружение.
Такая вот теория. Возможно, я изобретаю велосипед - как сказала bakemunja, про аутистов сейчас известно очень много, и умные люди, наверное, давно поняли, какое у них мышление. Однако в Гугле я ничего такого не нашла. Попадалось только, что ребенок-аутист живет грезами в каком-то своем мире. А исходя из моего предположения, это не так. Живет он в том же мире и не грезами - просто мыслит другими категориями, не понятными обычному человеку. Не зна, насколько мысль верная, но я считаю ее интересной. Если мышление ребенка-аутиста действительно основано на связях, родитель, зная эту особенность, может легче найти с ним общий язык. Вместо того, чтобы заставлять мыслить "правильно" может и сам пытаться мыслить иначе. Конечно, "вылечить" так аутизм не получится (как я ранее говорила, даже годы спустя человек будет мыслить так, как ему удобно, а не как надо), однако данное предположение может быть ориентиром, как людям с разными представлениями о мире легче понять желания друг друга. Надеюсь, этот пост имеет хотя бы небольшую ценность)